10/2019, с. 46-51
Эпидемиологические аспекты наркологии

Влияние повышения цен на водку на уровень потребления алкоголя в России и Беларуси

Разводовский Ю. Е.

Аннотация:
Цель: сравнительный анализ влияния резкого роста цен на водку на уровень потребления алкоголя в Росси и Беларуси. Методы. В сравнительном аспекте была проанализирована динамика цен на водку и динамика уровня продажи водки, общего уровня продажи алкоголя, уровня потребления алкоголя, а также уровня потребления незарегистрированного алкоголя в период с 2008 по 2015 гг. Статистическая обработка данных (описательная статистика, корреляционный анализ Спирмана) проводилась с помощью программного пакета "Statistica 12. StatSoft". Результаты. В рассматриваемый период цена на водку в России и Беларуси выросла соответственно в 2,8 раза и 10,1 раза; уровень продажи водки снизился соответственно на 44,7% и 25,9%; общий уровень продажи алкоголя снизился соответственно на 26% и 27,4%; уровень потребления алкоголя снизился соответственно на 13,3% и 17,2%; уровень потребления незарегистрированного алкоголя вырос соответственно на 24,3% и 16,2%. С помощью корреляционного анализа выявлена статистически значимая тесная обратная связь между ценой на водку и уровнем продажи водки, а также уровнем потребления алкоголя в России. В Беларуси цена на водку статистически значимо негативно связана с уровнем потребления алкоголя. Заключение. Резкий рост цены на крепкий алкоголь в России и Беларуси привел к значительному снижению уровня продажи алкоголя. Однако рост уровня потребления незарегистрированного алкоголя в значительной степени нивелировал снижение уровня официальной продажи алкоголя, вследствие чего общий уровень потребления алкоголя снизился незначительно.

Ключевые слова:
цена на водку, алкоголь, потребление, Россия, Беларусь.

doi:
10.25557/1682-8313.2019.10.46-51