9/2020, с. 18-38
Организационные аспекты наркологии

Анализ осведомленности населения о мерах по снижению распространенности потребления табачной продукции в Российской Федерации

Салагай О.О., Антонов Н.С., Сахарова Г.М., Смирнов К.А

Аннотация:
Введение. Принятие в 2013 г. Федерального закона № 15-ФЗ "О защите здоровья граждан от воздействия вторичного табачного дыма и последствий потребления табака" (далее – закон) привело к последующему существенному снижению распространенности потребления табака, а с 2014 г. – заболеваемости неинфекционными болезнями, ассоциированными с употреблением табака. Для поддержания положительной динамики, достигнутой в первые годы после принятия закона, необходимо постоянно повышать информированность населения о мерах закона, оценивать их эффективность и вводить мероприятия, усиливающие их действие. Для этого должно быть организовано постоянное мониторирование ситуации, включающее получение информации от граждан об их информированности и отношению к мероприятиям, проводимым в рамках закона. Целью настоящего исследования является разработка инструмента оценки информированности и изучение на его базе информированности населения о вреде потребления табака и мерах, направленных на борьбу против табака, а также мнения населения об эффективности внедряемых в Российской Федерации анититабачных мер и дальнейшем их расширении. Методы. Анализ уровня осведомленности о мерах по снижению распространенности потребления табачной продукции в Российской Федерации проводился с помощью Интернет-опроса в 2019 г. и 2020 г. Исходя из целей исследования, нами был разработан и валидизирован опросник, содержащий 6 разделов: социально-демографический блок, осведомленность об ограничении потребления табачной продукции, отношение к установленным запретам на потребление табачной продукции, антитабачная реклама, ответственность за нарушение антитабачного законодательства, правила оборота продукции, содержащей никотин и табак. Были рассчитаны частоты ответов на вопросы опросника в разных возрастных группах, среди мужчин и женщин, среди курящих и некурящих. Статистически значимое различие между группами подтверждалось с помощью анализа зависимости в таблице сопряженности признаков с использованием критерия χ2. Результаты. В опросе 2019 г. приняло участие 3181 респондента, среди которых было 36% женщин и 64% мужчин из 80 регионов Российской Федерации. В опросе 2020 г. приняло участие 1282 респондента, среди которых было 65,1% женщин и 34,9% мужчин из 73 регионов РФ. Среди респондентов, принявших участие в опросах, выявлено снижение уровня потребления табачной продукции в 2020 г. по сравнению с 2019 г. (33,4% в 2019 г., 27,6% в 2020 г). Среди курящих 54% респондентов в качестве самой эффективной меры указали запрет на продажу табака несовершеннолетним, 46% – запрет на курение в местах общественного питания, 42% – запрет на рекламу табака. Около 30% курящих респондентов отметили оказание медицинской помощи для отказа от табака, а также запрет на курение на рабочих и в иных общественных местах и увеличение цены на табак, как эффективные меры. Более 65% среди никогда не курившие и бросившие курить респонденты в качестве эффективной меры отметили запрет на курение табака в местах общественного питания Также более 50% респондентов этой группы отметили запрет на рекламу табака и запрет на курение в рабочих помещениях. В целом, по каждой мере доля курящих респондентов, оценивших их как эффективные, была существенно ниже, чем среди никогда не куривших и бросивших курить. В 2020 г. по сравнению с 2019 г. информированность респондентов о вреде употребления табака возросла за счет увеличения информированности не курящих респондентов, при этом увеличилась доля респондентов, которые не замечали информацию о вреде употребления табака и помощи по отказу от табака (23,5% и 18,8%, соответственно). В 2019 г. (47,5%) и в 2020 г. (43,3%) основным источником информации о вреде употребления табака и помощи по отказу от курения, как для курящих, так и для не курящих респондентов, а также мужчин и женщин, были надписи на пачках сигарет. Выводы. Исследование выявило различное отношение разных групп населения к мерам по борьбе против табака. Поддерживали меры и видели антитабачную информацию существенно меньшее число курящих по сравнению с некурящими, меньшее число мужчин по сравнению с женщинами, а также подростки в возрасте 18 лет и младше по сравнению с лицами более старшего возраста. В основном респонденты оценивали меры с учетом собственного отношения к употреблению табачных и никотинсодержащих изделий, а также опыта в отказе от их употребления. Для дальнейшего поддержания информированности на высоком уровне необходимо постоянно расширять источники информации и увеличивать их доступность, а также учитывать фокус-группы, которым информация предназначена. Разработанный нами опросник и методология опроса позволяет оперативно получать данные о новых тенденциях показателей в указанных группах.

Ключевые слова:
табак, борьба против табака, антитабачная политика, никотинсодержащая продукция, потребление, распространенность, знания о вреде табака, информированность о антитабачных мерах, Российская Федерация.

doi:
10.25557/1682-8313.2020.09.18-38