Аннотация:
Настоящая статья продолжает обзор используемых в мировой практике медицинских критериев допуска кандидатов в водители (водителей) к управлению транспортными средствами (далее – ТС) на примере Швейцарии и Соединенных Штатов Америки. Ранее в журнале "Наркология" были опубликованы статьи, посвященные критериям допуска водителей в Германии, Испании и Хорватии. В отличие от перечисленных стран, обязательным и в подавляющем большинстве случаев единственным условием осуществления указанного допуска в Швейцарии и США является выявление врачом-окулистом (сертифицированным специалистом салона оптики) соответствующих медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению ТС. Кроме того, в США кандидат в водители (в возрасте от 14 лет и старше) обязан сообщить в Управление транспорта штата о наличии физических недостатков или хронических заболеваний. При их наличии ответственность за допуск к управлению ТС будет возлагаться на врача, заверившего соответствующую форму. Первое водительское удостоверение в США выдается сроком на 4 года, в последующем – на срок до 8 лет. Федеральным законодательством США передача информации из медицинских учреждений в органы полиции о наличии у граждан медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению ТС, включая психические и поведенческие расстройства, не предусмотрена. При этом алкогольная или наркотическая зависимость не являются противопоказанием к управлению ТС. Однако, управление ТС в состоянии опьянения расценивается в США как весьма тяжкое противоправное действие, которое влечет различные виды ответственности.
В отношении процедуры первичного получения водительских прав в Швейцарии следует отметить следующие особенности: возможность получения статуса кандидата в водители ТС только в возрасте 18 лет и старше; значительную стоимость водительской подготовки, что дает основание считать швейцарские водительские права самыми дорогими в мире и, в свою очередь, приводит к тому, что молодые водители в возрасте 18–24 лет составляют менее 7% от общего числа водителей; отсутствие необходимости обмена прав с момента их получения до возраста 70 лет (в последующем предусмотрено прохождение медицинского обследования каждые 2 года); многоэтапная и продолжительная (не менее 5 лет) система подготовки, в процессе прохождения которой предусмотрена возможность направления кандидатов в водители на "медико-психологическое обследование" с целью решения вопроса о целесообразности предоставления последним права управления ТС.
Также представляют интерес следующие особенности правоприменительной практики в Швейцарии: отсутствие в нормативных актах перечня признаков опьянения водителя, что позволяет сотрудникам дорожной полиции проводить исследование выдыхаемого воздуха на содержание алкоголя у любого водителя; величина штрафа, накладываемого на водителя, выявленного в опьянении, зависит от уровня его годового дохода; ответственность трезвого пассажира за опьянение водителя, когда пассажир обязан оплатить такой же штраф, как и водитель, выявленный в опьянении.
Ключевые слова:
дорожно-транспортное происшествие; автодорожный травматизм; профилактика травматизма; допуск к управлению; транспортное средство; водитель; медицинские противопоказания; медицинские ограничения; медицинские показания; алкогольное опьянение; наркотическое опьянение; токсическое опьянение; опьянение водителя; наркотические средства; психотропные вещества; психоактивные вещества; лекарственные препараты.
doi:
10.25557/1682-8313.2020.11.91-102