Аннотация:
Введение. В России отсутствует нормативно-правовое регулирование выявления опьянения водителей в результате употребления лекарственных препаратов, инструкции которых содержат предупреждение о "возможном влиянии на способность управлять транспортными средствами или механизмами". При этом судебная практика вынесения указанных решений о наличии (или отсутствии) опьянения весьма противоречива и основана на клинических признаках опьянения, однако причинно-следственная связь между клиническими признаками опьянения и возможными побочными эффектами, указанными в инструкции по применению лекарственного препарата, выявленного в биологическом объекте водителя, не устанавливается.
Актуальность. Результаты исследования позволят сформулировать научно-обоснованные рекомендации для последующего использования при формировании нормативного регулирования выявления опьянения у водителей в результате употребления лекарственных препаратов.
Цель: определение достоверности клинических признаков опьянения, выявленных у водителей в рамках медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Методы. Эпидемиологическое статистическое сплошное исследование актов медицинского освидетельствования на состояние опьянения, составленных в кабинете медицинского освидетельствования ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ". С учетом критериев включения в исследование вошли 867 актов "трезвых" водителей с отрицательными результатами исследований выдыхаемого воздуха на содержание алкоголя и биологических объектов на психоактивные вещества, включая лекарства. Для проведения исследования разработана анкета, содержащая сведения о результатах медицинского освидетельствования и враче, составившем акт. При заполнении анкет использовался двойной ввод данных независимыми операторами, что позволило создать статистически достоверную базу данных. Статистический анализ проводился с использованием лицензионного программного обеспечения IBM SPSS 25.0.
Результаты. Из 867 "трезвых" водителей только 9,7% расценивались врачами как не имеющие признаков опьянения. В 90,3% случаев "трезвые" водители расценивались как имеющие умеренно выраженную (76%) или выраженную (14,3%) картину опьянения. Соответственно, достоверность выявленных признаков опьянения в рамках медицинского освидетельствования на состояние опьянения составила менее 10%. Результаты анализа распределения 17 клинических признаков опьянения, указанных в приказе Минздрава России от 18.12.2015 № 933н, свидетельствуют о том, что 3 и более из них присутствуют в 739 Актах (85,2%), что позволяет прогнозировать возможность лишения прав 85% водителей в случае обнаружения в их биологических объектах лекарственных препаратов, инструкции которых содержат предупреждение о "возможном влиянии на способность управлять транспортными средствами или механизмами".
Обсуждение. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что предполагаемый порядок выявления опьянения у водителей в результате употребления лекарственных препаратов должен содержать не клинические критерии опьянения, а юридические, не учитывающие наличие (или отсутствие) признаков опьянения.
Заключение. Проведение последующего анализа созданной в ходе настоящего исследования базы данных позволит выявить как социально-демографические характеристики "трезвых" водителей, так и наличие возможных закономерностей распределения признаков опьянения с учетом имеющихся данных о врачах, проводивших освидетельствование.
Ключевые слова:
медицинское освидетельствование, состояние опьянения, алкогольное опьянение, наркотическое опьянение, токсическое опьянение, опьянение водителя, транспортное средство, лекарственный препарат.
doi:
10.25557/1682-8313.2021.02.3-15