2/2021, с. 41-48
Эпидемиологические аспекты наркологии

Эффект ценовой доступности алкоголя на уровень его продажи и неучтенное потребление в России и Беларуси.

Разводовский Ю. Е.

Аннотация:
Цель: изучить связь между ценовой доступностью алкоголя и уровнем его продажи, общим уровнем потребления, а также потреблением неучтенного алкоголя в России и Беларуси в постсоветский период. Методы: проведен сравнительный анализ динамики ценовой доступности алкоголя, уровня его продажи, общего уровня потребления, а также потребления неучтенного алкоголя в России и Беларуси в период с 1991 по 2015 гг. Статистическая обработка данных (корреляционный анализ по Спирману) проводилась с использованием пакета STATISTICA 10. Результаты: согласно результатам корреляционного анализа, в России ценовая доступность алкоголя положительно коррелирует с продажей алкоголя (r=0,64; p < 0,000), отрицательно коррелирует с общим уровнем потребления алкоголя (r=-0,4; p < 0,000), а также с потреблением неучтенного алкоголя (r=-0,77; p < 0,000). В Беларуси ценовая доступность алкоголя положительно коррелирует с продажей алкоголя (r=0,80; p<0,000) и отрицательно коррелирует с потреблением неучтенного алкоголя (r=-0,71; p < 0,000). Связь между ценовой доступностью алкоголя и общим уровнем его потребления статистически не значима (r=-0,22; p<0,297). Выводы: настоящее исследование выявило прямую связь между ценовой доступностью алкоголя и уровнем его продажи, а также обратную связь между ценовой доступностью и потреблением неучтенного алкоголя в России и Беларуси.

Ключевые слова:
алкоголь, доступность, продажа, потребление, Россия, Беларусь.

doi:
10.25557/1682-8313.2021.02.41-48