Аннотация:
Введение. Коррекция эмоциональной сферы у зависимых от психоактивных веществ лиц алекситимического профиля в процессе реабилитации позволяет осознать причины своих аффектов и выработать адекватные способы их регуляции через вербализацию, осмысление и сопоставление со своим жизненным опытом.
Методы. Под наблюдением находились пациенты с синдромом зависимости от алкоголя находящиеся в лечебно-трудовом профилактории (ЛТП), в возрасте от 21 до 60 лет: основная группа (n=41, лица проходящие метод комплексной медицинской реабилитации лиц с синдромом зависимости от алкоголя и расстройствами настроения (МКТАР), который включал: фармакотерапию, психотерапию, психокоррекцию и трудотерапию, I группа) и группа сравнения (n=40, проходящие стандартную программу, II группа). В исследовании использовались следующие методики: Торонтская шкала алекситимии (TAS–20, 2009 г.); Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги; Шкала безнадежности Бека; «Шкала экзистенции» А. Лэнгле; Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК); Шкала диагностики расстройств биполярного спектра (BSDS). Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы IBM SPSS Statistics 21. Для корреляционного анализа использовался коэффициент корреляции Спирмена.
Заключение. 1. Выявленный высокий уровень проявлений различного уровня алекситимии у 80% лиц с синдромом зависимости от алкоголя подтвердил, что для преодоления трудностей в идентификации и выражении собственных чувств они использовали алкоголь, как средство влияния на свое эмоциональное состояние. Регулярное подавление чувств и отсутствие эмпатичных эмоциональных реакций постепенно превратилось в зависимый жизненный стиль, социальную дистанцированность с формальностью семейных и трудовых отношений. 2. Учет наличия алекситимического профиля у зависимых от алкоголя лиц в процессе реабилитации позволяет выстроить психотерапевтические подходы, обеспечивающие доступ к внутренним эмоциональным переживаниям и телесным блокам, осознанию причин аффективной напряженности, модулированию своих аффектов, выработке адекватных способов отреагирования с помощью вербализации, осмысление и сопоставление со своим жизненным опытом, использовать эмоций в качестве важных символов. 3. Полученные данные взаимосвязей показателей алекситимии, аффективно-личностных характеристик, экзистенции и уровня субъективного контроля позволили определить терапевтические «мишени», вербализовать запросы у зависимых от алкоголя лиц и структурировать оптимальный план психотерапевтического взаимодействия в процессе реабилитации. 4. Выбранный комплексный подход, включенный в структуру метода комплексной медицинской реабилитации лиц с синдромом зависимости от алкоголя и расстройствами настроения позволил включить последовательную проработку всех компонентов алекситимии (аффективного, когнитивного и личностного), получить доступ к внутренним ресурсам и сделать доступными для понимания информацию о внутренних переживаниях, осознать причины своих аффектов и зависимого поведения, закрепить навыки самонаблюдения и дистанцированного «взгляда на себя со стороны», собственного понимания жизненных смыслов, собственного понимания жизненных смыслов, свободы выбора выхода из зависимого тупика и интеграции ценности трезвомыслия в систему жизнедеятельности, выработать адаптивные способы саморегуляции с помощью жизненной трезвости и внутренней согласованности.
Ключевые слова:
алекситимия, расстройства настроения, синдромом зависимости от алкоголя, комплексная медицинская реабилитация.
doi:
10.25557/1682-8313.2023.04.49-62