12/2008, с. 51-61
Эпидемиологические аспекты наркологии

Доступность и характеристики непитьевого алкоголя, продаваемого в 17 российских городах в 2007 г.

Гиль А. Ю., Поликина О., Королева Н., МакКи М., Томкинс С., Леон Д. А.

Аннотация:
Введение. Известно, что часть российского населения употребляет непитьевой алкоголь, в частности одеколоны и медицинские настойки. Исследование, проведенное в одном из городов Урала (2003 – 2005 гг.) продемонстрировало, что употребление подобной продукции связано с очень высоким уровнем смертности по самым разным причинам. Тем не менее, до настоящего момента не предпринималось попыток оценить доступность данной продукции в других городах Российской Федерации. Проведение такой оценки особенно интересно сейчас, после принятия в январе 2006 г. федерального закона, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, направленного на ограничение доступности подобной продукции. Материалы и методы. В начале 2007 г. мы провели исследование в 17 крупных населенных пунктах, охватывающее самые разные города Российской Федерации, за исключением тех, которые находятся на Дальнем Востоке. В каждом городе полевые работники в аптеках и прочих розничных торговых точках покупали образцы алкоголя, не предстазначенного для употребления в качестве алкогольного напитка, к которому мы относим жидкости стоимостью до 10 – 15 руб. за бутылку с содержанием этанола не менее 60%. Результаты. Нам удалось купить образцы непитьевого алкоголя во всех 17 городах, в которых проводилось исследование. Большая часть из образцов, включенных в исследование, представляла собой относительно дешевый и доступный источник этанола по сравнению со стандартной русской водкой. Особенно распространены были медицинские настойки, продаваемые почти исключительно в аптеках. Содержание этанола в таких настойках составляло в cреднем 78% от объема. Что особенно важно, большая часть продукции относилась к числу жидкостей, которые, по данным нашего исследования, проведенного в 2004 – 2005 гг., употреблялись в качестве алкогольного напитка мужчинами трудоспособного возраста. Выводы. Несмотря на то, что принятый в 2006 г. федеральный закон, направленный, в частности, на сокращение доступности и уровня потребления непитьевого алкоголя, возможно, оказался эффективным в отношении некоторых видов немедицинской продукции, медицинские настойки, а также некоторые другие виды непитьевого алкоголя остаются легко доступными или, по крайней мере, оставались такими до конца 2007 г.

Ключевые слова:
непитьевой алкоголь, Россия, смертность, этанол