Аннотация:
На основании данных анкетирования социального интервью, опросника для выявления предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению, клинического обследования (особенности биографий, беседа, опрос, осмотр и наблюдение) 393 школьников (230 чел. муж. пола, 58,5% и 163 чел. жен. пола, 41,5%) дан анализ объективных и субъективных факторов риска, способствующих формированию компьютерной зависимости в г.Сергиев Посад (Московская область). Среди объективных факторов по значимости установлены: интервал времени, проводимый родителями за компьютером, неумелость и непоследовательность в воспитании, трудные события прошлой жизни, наличие конфликтных отношений в семье, доступность компьютера и отсутствие контроля со стороны родителей, принятое в семьях "расслабление" с помощью употребления наркотиков, алкоголя, курения табака, проживание в районах с социально неблагополучными семьями, частые перемены места жительства и переводы в другие школы. Значимость субъективных факторов выглядела следующим образом: способ и время, проведённое с друзьями, время, проводимое за компьютером, школьная успеваемость, отношения со сверстниками, конфликты, суицидальные мысли и сексуальные проблемы с психической травмой, соматические и астеноневротические расстройства, девиантное поведение. У 31 ученика установили сочетание соответственно 2 объективных и 2 субъективных признаков факторов риска, у 37 соответственно 2 и 3, у 42 соответственно 3 и 2 факторов. Деление факторов риска на объективные и субъективные, позволило установить мишени психокоррекции. При доминировании объективных факторов большее внимание уделяли работе с родителями. При превалировании субъективных факторов риска, акцент терапии смещался в сторону внутриличностной проблематики учащихся.
Ключевые слова:
анкетирование, компьютерная и игровая зависимость, объективные и субъективные факторы риска