Аннотация:
Аддиктивное или зависимое поведение является одной из наиболее острых проблем современного общества. В аддиктологии принято выделять следующие виды зависимостей: химические (алкоголизм, наркомания), промежуточные (переедание, голодание) и поведенческие аддикции (трудоголизм, гемблинг, компьютерная аддикция, интернет-аддикция, сексуальная зависимость, аддикция отношений, ониомания). Шопоголизм (ониомания), в русскоязычной литературе называемый также магазиноманией, рассматривается как психопатология, характеризуемая мощным импульсом к приобретению вещей, даже ненужных. Понятие ониомании или «мании совершать покупки» было введено немецким психиатром Э. Крепелином в начале ХХ века, автор описал людей, которые могут компульсивно совершать покупки, бездумно делать долги и постоянно затягивать с платежами. Специалисты давно считают ониоманию серьезным психическим отклонением с опасными последствиями. В XXI веке это нарушение называют «новой чумой столетия». Чаще всего шопоголиками становятся женщины, но встречаются среди пациентов и мужчины. Специалистами определена симптоматика шопогольной аддикции, её наиболее характерные проявления носят психофизиологический характер и выражаются в повышенном потоотделении, учащённом пульсе, желудочных спазмах, нервной дрожи во всем теле, физиогномических изменениях.
Ключевые слова:
ониомания, шопоголизм, аддикция, избыточное потребление.
doi:
10.25557/1682-8313.2023.09.57-75